Тантрический буддизм. Жизнь: Все и ничего

Несмотря на то, что человек привык считать себя «венцом Творения», наивысшим уровнем самоидентификацией для большинства людей является осознание себя как члена общества. И в этом от животных нас отличает только способ обслуживания своего тела. Кто-то живет на дереве, кто-то – в квартире, но квартира – это, по сути, та же пещера. Мы окружаем себя разными фантиками, но на философском уровне мало чем отличаемся от наших четвероногих братьев.

Любовью человек называет самые разные свои проявления и чувства, в том числе и заложенные природой инстинкты. Отношение матери к ребенку – это не любовь. Это инстинкт, который есть и у животных, инстинкт, дающий маленькому существу возможность выжить и вырасти в нашем суровом мире. Если человек не агрессивен и, идя в лес, не ломает ветки и не выкорчёвывает деревья, то может сложиться впечатление, что он ЛЮБИТ лес. Однако ему в лесу просто комфортно. А Любовь — это качество, которое выше всего остального. Любовь, Будда, Бог, Просветление – это одно и то же. Все иное – это привязанность, инстинкт.

Христиане говорят, что Христос – это Любовь. Это подчеркивает то, что способность Любить мало присуща человеку в обычном состоянии. Порой оно проявляется в виде всплесков, но из-за ложного эго быстро превращается в животный инстинкт. В своих реакциях мы больше животные, чем люди. Чтобы человеку стать человеком, ему еще долго нужно эволюционировать.

Сфера обитания, которой является Земля, идеально подходит полулюдям-полуживотным. Это не хорошо и не плохо. Человек здесь рождается, потому что ему нужно выйти из этого животного состояния. В этом и есть основной смысл нашей жизни. Но для этого надо понимать, где животное, а где – человеческое.

В тантрической традиции поток сознания человеческого существа делится на 9 составляющих. Отдельно выделяются 5 сознаний органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус), «Манас», рассудочное мышление (6), быстрый, «рефлекторный» ум (7), подсознание, хранилище кармы всех предыдущих воплощений (8), и Бодхи – Просветлённый Ум (9). Рассудочное мышление (6) оперирует памятью этой жизни, и именно к нему у человека в обычном состоянии подключены 5 сознаний органов чувств, через него проходит почти весь поток человеческого восприятия. Но, в отличие от Бодхи (9), нашей изначальной природы, с которой мы потеряли связь, сознания, оперирующего Знанием, непосредственным восприятием Реальности, рассудочное мышление имеет дело только с памятью. А память – это всегда прошлое. Мы строим свою жизнь, основываясь на однажды полученном опыте, устаревших данных, уже не видя мира вокруг…

Почему люди живут в мире иллюзий? Потому что, изучив встретившиеся ему объекты и явления, человек обретает опыт, подменяющий непосредственное восприятие данного момента. И впредь рассудочное мышление, вступая во взаимодействие с подобным объектом, будет обращаться к памяти, отпечатку, игнорируя реальность. У кого-то первая встреча с собакой закончилась укусом, и теперь он всю жизнь будет думать, что собака – это опасность. А у кого-то собака была в семье любимым животным, которому можно доверять. И теперь все, что по форме или цвету похоже на этот объект, будет вызывать у человека определённую реакцию. Чтобы увидеть Реальность, необходимо стереть отпечатки в нашем подсознании, снова стать чистым листом, ребенком, напрямую постигающим и изучающим мир.

Чем дальше человек падает в своем неведении относительно природы себя и окружающего мира, тем больше у него гипертрофируется рассудочное мышление. Это тот дьявол внутри каждого из нас, побороть которого очень не просто, ведь мы существуем под его властью не одну тысячу жизней. Необходимо максимальное усилие и устремление к Освобождению, постоянная бдительность, так как привычка оперировать рассудком очень сильна, и Манас всегда готов подсунуть красивую концепцию, оправдывающую поражение.
Чтобы избежать постоянного повторения этой ошибки, человеку надо знать, что он из себя представляет, что смотрит через его глаза и слушает через его уши, как функционирует его сознание. Для этого нужно обратить свое внимание вовнутрь, так как мы способны познать только то, на что направлено наше внимание. Трудно, находясь в темной комнате, найти то, чего не знаешь.

«Система» живого существа состоит из трёх взаимосвязанных структур – сознания, тонкого (энергетического) тела и тела физического. Тонкость восприятия человека, уровень его осознанности напрямую зависит от состояния его тонкого и физического тел. 9-ое сознание Бодхи может функционировать только на определённом, очень тонком виде энергии, которую человек в обычном, полуживотном, состоянии просто не способен сгенерировать. Загрязнения и блоки в тонком теле, шлаки в теле физическом, хаос мыслей и бесконтрольных эмоций закрывают Ясный Свет нашей Истиной Природы. Для вхождения в сознание Бодхи необходимо очищение и тотальная перестройка всего тонкого тела, в обычном состоянии работающего на обеспечение гипертрофированного рассудочного мышления на базе животного состояния. По сути, человек – это сверхобезьяна. «Обесточивание» Манаса, освобождение от его власти и вхождение в Бодхи – главная задача в жизни человека. Это дает ему возможность покинуть наше пространство. Это очень не просто, но все зависит от выбора человека – от того, насколько ему надоело страдать. В конце концов, впереди – бесконечность. Хочешь заблуждаться – пожалуйста, хочешь страдать – пожалуйста. Но рано или поздно человек становится на путь освобождения.

Как достичь состояния Бодхи? В Ведической традиции существует такое понятие, как «накопление Заслуги, Добродетели», благой кармы. Существует два вида Добродетели – относительная и абсолютная. Относительная Заслуга накапливается при ведении праведного образа жизни, соблюдении нравственной дисциплины и способствует более благополучному существованию, созданию лучших условий для духовной эволюции, давая возможность накопить Заслугу Абсолютную. Абсолютная Заслуга очищает и просветляет сознание, даёт способность проникать в суть вещей, осознавая причинно-следственные связи. Именно оно – Абсолютное Накопление способствует достижению Просветлённого состояния сознания. Абсолютное Накопление невозможно без Накопления Относительного, поэтому нравственность и добродетельное поведение являются основой для проявления Мудрости.

С точки зрения сути вода одна и та же у дна и у поверхности. Но личинка стрекозы может улететь, только поднявшись к поверхности пруда. Точно так же с точки зрения сути карма одна. Но есть условно плохая карма, которая тянет вниз, а есть условно хорошая, которая позволяет подняться, чтобы сделать некий качественный переход и освободиться от кармы, как таковой, говоря аллегорически — от воды. И так же, как стрекозе нужно вдруг правильно всплыть, так и человеку необходимо начать совершать правильные вещи, чтобы достичь поверхности воды.
Негативная карма, омрачения, накопленные от неправедной жизни в течение многих перерождений – вот причина плачевного состояния человеческого сознания. Только очищение этой грязи даёт возможность сознанию эволюционировать. Инструментом очищения является искреннее признание собственных омрачений и глубокое раскаяние в совершённых недобродетельных деяниях. К сожалению, для многих существ очищение каналов тонкого тела, устранение блоков, возможно только с помощью энергии боли, одной из самых сильных психических энергий. Поэтому, если в течение жизни человек не достаточно очистился, то после смерти он попадает в Чистилище – пространство, где болью он пережигает свою негативную карму до уровня, позволяющего продолжить духовную эволюцию.

Буддизм описывает наш мир, как один из шести миров самсары – колеса рождения и смерти. Над ним, миром Людей, существуют миры Полубогов-асуров и Богов, а под ним – мир Животных, мир Голодных духов и Ады. Но все эти миры также присутствуют здесь. И в зависимости от того, в каком состоянии сознания человек живет, к тому миру и устремляется его сознание после смерти тела.
Для духовного развития методами буддизма (и Тантры, как вершины буддийской философии), человеку необходимо обладать двумя качествами. Первое – Саньяса (отречение). Саньяса может быть внешней, когда человек, осознавая, что внешний мир не может дать ему счастья и удовлетворения, к которым мы все стремимся, обращает своё внимание, свой поиск, вовнутрь себя самого. И внутренней, когда человек обретает понимание, что источник всего зла и страданий в его жизни – он сам, и кроме себя самого винить некого. Внутренняя саньяса – истинный фундамент духовного развития. Второе – минимальная способность видеть причинно-следственные связи, ту невидимую обычным глазом ткань Реальности, представляющуюся большинству хаосом и чередой случайных совпадений. И только с помощью этого Видения, собственно говоря, у человека и появляется возможность прийти к внутренней саньясе.

Тантрические методы очень мощные, поэтому их использование допустимо только на высоком уровне духовного развития. Сознание существа должно быть очищенным и развитым, мотивация – безупречной. Говорят, что путь Тантры – это путь змеи в стволе бамбука, либо вверх, либо вниз, другого не дано. И, если человек не победил своё ложное эго, основанное на рассудочном мышлении, он этими методами будет только взращивать в себе демона. Положительный результат возможен только тогда, когда в основе действия, практики лежит понимание того, что мы делаем. Необходимо ясно представлять ситуацию, в которой мы находимся и то, куда мы идём, что хотим получить в результате. И чем сильнее метод, тем с большей скоростью мы будем двигаться, и тем больше вероятность при отсутствии понимания «свернуть не туда». Если едешь медленно на «Запорожце», то можно успеть затормозить, увидев обрыв, но если неопытный водитель сел за руль Ferrari, результат может быть очень печальным. Так же и духовные практики, если человек готов к ним и обладает духовной зрелостью, он возвысится, если нет, и мотивация его не чиста – упадет очень низко.

Ведическая традиция обозначает цикл рождения–смерти Вселенной как Махакальпу, невообразимо большой промежуток времени, поделенный на 4 периода - кальпы, во время которых Вселенная последовательно рождается, существует, разрушается и не существует. После чего всё повторяется снова. Внутри каждой кальпы существует свой цикл из 4 периодов, называющихся юга. На уровне проявленной материи эта цикличность выражается во вращении нашей галактики вокруг оси Метагаллактики . Сейчас мы живём в эпоху Кали-Юги, 4-ой эры, эры разрушения. И это объясняет, почему наш ум спит. Научно доказано, что мозг современного человека функционирует лишь на 10% от своего потенциала, что совершенно противоречит законам эволюции, ведь развивается только то, что используется. Это связано с тем, что на момент зарождения человека, как вида, Земля находилась в определённом положении, практически оппозиционном тому, в котором она находится в данный период времени. Мы – дети Света, и в Золотой Век, Сатья-Югу, наш мозг работает на все 100%, но сейчас Земля окружена тьмой. Эти условия тяжелы, но, с другой стороны, они же не дают человеку расслабиться и забыть о главной цели жизни любого существа – духовной эволюции.

Что такое Жизнь? Все и ничего. Я не могу вам сейчас ответить на этот вопрос, потому что мне хочется, чтобы после нашего разговора у вас появились ответы, а не новые вопросы. По крайней мере, по данной теме. Наши люди даже не представляют, что такое Жизнь, зачем они живут? Потому что родители так жили, в церкви так сказали, в институте так научили.
Откуда мы пришли, зачем живём и куда уйдём после смерти – это главные вопросы жизни, поиск ответов на которые делает человека человеком…

Беседу записала Наталья Еременко
Информация с сайта: http://www.tantris.ucoz.ru

-----------------------------------

Оезер Лама (Юрий Войцехивский)
Харьков, Киев | Биография

Родился в 1970 году на Украине. До тридцати лет вёл достаточно обыденную для своего времени жизнь, - школа, техникум, военное училище, занимался бизнесом.

С 2000 года начал самостоятельно изучать психологию, историю, историю религий и восточную философию. Начал путешествовать на Восток, практиковать цигун и ха-тха йогу.

В 2003 году во время одной из поездок в непальские Гималаи встретил своего Учителя. Принял у него Прибежище и обеты монаха - геньена линии Карма-Кагью буддизма Ваджраяны. В том же году ушёл в традиционный 3-х летний «ламский» ритрит. Получил «вонг» -тантрические посвящения в Ваджрайогини тантру и Чакрасамвара тантру в аспекте Шести Йог Наропы, а так же в тантру Защитника Махакалы Бернагчена. По всем им выполнил ритриты в Непале общим сроком более 5-ти лет. С помощью Благословения и этих практик обрёл Взгляд Махамудры и реализовал Внутреннего Учителя, который дал Тайное Имя, указал как строить дальнейшую жизнь и практики и одарил состоянием Самадхи… Следуя его наставлениям оставил монастырь и пол года выполнял в горах практику «внутреннего тепла». После этого взял обеты «нагпы»- тантрического йогина, которым следую и сейчас.